Дошкольный период характеризуется интенсивным развитием познавательной сферы ребенка. Каждый познавательный психический процесс (восприятие, память, мышление и др.) имеет свою логику развития и преобразуется путем интеграции в высшую психическую функцию (логическую память, речевое мышление и т.д.), которая носит произвольный и опосредованный характер.
Особую роль познавательного развития детей признавал еще Я.А. Коменский. Он положил принцип энциклопедичности знаний: признавал право ребенка воспринимать мир целостно, а не ограничивать познание ребенка какими-либо отдельными сторонами действительности. Как утверждает Я.А. Коменский, знания ребенка должны быть разнообразными: о природе, о труде, об экономике и др.
Согласно ФГОС ДО, формирование речи дошкольников является одной из приоритетных задач для педагога дошкольного учреждения.
Познавательное и речевое развитие детей дошкольного возраста находятся в тесной неразрывной связи. Развивая одну сторону этого тандема, воспитатель косвенно воздействует на другую Иными словами, чем больше ребёнок проявляет познавательного интереса к окружающему миру, тем быстрее и правильнее формируется его речь, активные любознательные малыши быстро учатся понимать и говорить.
Содержание образовательной области «Познание»
Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение следующих задач:- сенсорное развитие; -развитие познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; - формирование элементарных математических представлений;- формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей. Основные направления психолого-педагогической работы в области познавательное развитие дошкольников связаны с развитием высших психических функций (восприятия, мышления, воображения, памяти, внимания и речи), познавательной мотивации, познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности (в интеграции с другими видами детской деятельности). Все эти вопросы и обсуждались на заседании.


